Каменносечная хитрость

Однако сдержанность в применении декоративных средств всетаки не всегда была характерна для строителей прошлого. Гораздо чаще мы наблюдаем примеры богатого по выдумке и разнообразию деталей оформления.

Образцом такой каменносечной хитрости могут служить фасады церкви Богоявления (Соликамск). Здесь и спаренные живописные полуколонки, и фигурные наличники окон, и профилированные полукруглые завершения стен над карнизом с цепочкой треугольных зубцовкронштейнов. Под карнизом разместился широкий декоративный пояс из ряда точеных балясин и орнамента— снежинок, сплошной ленты поливных изразцов с изображениями птиц (индюков, ворон, павлинов с распущенными хвостами), причудливых растений, ваз и т. д. Можно представить, как празднично выглядел этот яркий зеленый изразцовый наряд на фоне пробеленных поверхностей кирпичных стен.

Не менее живописна декоративная обработка стен Крестовоздвиженского собора (г. Соликамск), сделанная из фигурного и лекального кирпича. Здесь особенно интересно оформлена главная глухая стена. Казалось бы, плоскости, лишенной оконных проемов, трудно придать выразительный вид. Однако мастера проявили незаурядную фантазию: широкий уступчатый карниз, подпираемый треугольными кронштейнами, создает богатую игру светотени. Под ним протянулся орнаментированный пояс жучкового (напоминающего букву «Ж») рисунка, наконец, еще ниже расположен плотный ряд треугольных выступов (городков). Все вместе напоминает многослойную деревянную резьбу. (И на самом деле, многие приемы каменного оформления заимствованы из практики деревянного зодчества. Вот только воплощение в камне подобного узорочья, согласитесь, намного сложнее.). Далее стена как бы разрезана парными полукружиями из выступающих валиков, опирающихся на декоративные колонки. И, наконец, композицию завершают точеные фигуры в виде пучков листьев — пальметты, расположенные в местах соединений полукружий. Как считают специалисты, подобной обработки стен нет у других построек не только Соликамска, но и всего Прикамья.