Для начала — неожиданная на первый взгляд, однако вполне очевидная мысль, высказанная архитектором В. Л. Глазычевым: «Веками, тысячелетиями основное, подавляющее множество жилищ возводилось, сооружалось, рубилось, слепливалось без участия профессионального архитектора. Это народная архитектура, которую вообще признали искусством строить лишь около ста лет назад те, для кого архитектура означала дворцы, крепости, храмы, банки, театры, вокзалы...».
Декоративное убранство сельского жилища — весьма своеобразное и яркое явление в народном зодчестве России. Лучшие произведения безвестных мастеров прошлого не только обогащают наше представление о художественной культуре народа, но и приносят истинное эстетическое наслаждение.
Пристальное внимание и профессионалов — архитекторов, строителей, и самодеятельных застройщиков к народной архитектуре, обращение к ее замечательным традициям в практике современного индивидуального строительства вполне закономерно. Ведь народное зодчество впитало в себя огромный опыт, без учета и использования которого создать удобное и красивое жилище, пожалуй, невозможно.
Следовательно, чтобы повысить художественную выразительность современного усадебного дома, желательно и полезно знать многое из того, что было найдено народными мастерами в прошлом.
Несмотря на то, что Урал называют Каменным Поясом и камня здесь на самом деле достаточно, дерево издавна было основным материалом для сооружения крепостей, храмов, амбаров, солеварен и, конечно же, жилищ—изб, хором и теремов. Леса было много» древесина обрабатывалась сравнительно легко. Это привело к развитию плотницкого искусства, интересных строительных приемов, оригинальных конструкций и способов украшения построек.
Декоративное убранство и сельского, и городского народного жилища Прикамья на протяжении веков испытывало влияние древнего звериного стиля, пришедшего в пермскую культуру от языческой камской чуди, обожествлявшей изображения птиц и зверей. И сейчас разные птицы и животные продолжают жить вокруг нас в виде утицковшей, крюковвешалок «под оленьи рога», в резьбе наличников, в коньках на крышах, в росписи разделочных досок и прочей кухонной утвари.
|