Деревянный орнамент

Однако в середине XIX века суровые и простые приемы убранства постепенно теряются. В поселках при заводах и окрестных деревнях резьба становится основным средством украшения. Ею покрывают наличники, карнизы, причелины, крыльца, ворота. Изрезанные декоративные элементы разбегаются по всем частям дома, практически не пропуская ни одной архитектурной детали. Вслед за геометрическим распространяется растительный орнамент, на деталях появляются сказочные звери и птицы, различные фантастические узоры.

Как следствие, декоративное убранство начинает приобретать все более независимый от архитектурной формы и конструкции характер. Мало того, декоративные элементы порой искажают конструктивную суть построек.
Остался лишь один шаг к полной самостоятельности существования декоративного убранства по отношению к архитектурной форме постройки, и этот шаг к середине XIX века был сделан. Убранство стало активно влиять на зрителя, притягивать его взор, заставлять удивляться изысканным рисункам узора.

Многие из старых, потемневших от времени деревянных домов, сохранившихся в селах и городах России, и в наши дни не потеряли эмоциональносветлого, радостного облика. И это не случайно. Создатели резного декора сознательно стремились «повысить праздничность жизненной обстановки людей, придать ей поэтический настрой, перевести будничное в сферу необычного, торжественного...».

Уже в начале прошлого века приемы народного зодчества привлекли внимание профессиональных архитекторов. Так, К. Росси в 1815 году построил недалеко от Петербурга деревню Глазово, крестьянские дома которой были богато украшены пропильной резьбой. Постройки, отделанные деревянными резными деталями, были спроектированы О. Монферраном в 1820х годах для парковых сооружений Екатерингофа и деревни возле Царского Села. Мотивы народного творчества О. Монферран использовал и при строительстве так называемой русской избы в Потсдаме. «Никольский домик» в английском парке Петергофа и «крестьянские дома» в деревне Бабий Гон были построены архитектором А. И. Штакеншнейдером. Здесь кавычки отнюдь не случайны. Крестьянскими эти постройки только назывались, а по существу были загородными дачами русской знати. Но важно другое: приемы и мотивы народной архитектуры получили признание в разных слоях русского общества и легли в основу так называемого русского стиля — демократического течения, существовавшего в 1850—1880 годах.