Фронтон

В конце прошлого века на лицевых досках карниза крепят декоративные кронштейны, резные и точеные, ажурные и глухие, порой весьма сложного очертания и рисунка. Между кронштейнами под карнизом и на лицевой доске устраивались орнаментальные вставки в виде прорезных геометрических и растительных композиций, накладных розеток, квадратных и круглых.

В результате применения всех этих декоративных приемов карниз приобрел праздничный, торжественный вид, украшая постройку узорочьем деревянных ажурных гирлянд. В стропильных крышах карниз стал связующим декоративным элементом между фасадом постройки и фронтоном кровли.

Первоначально в народном зодчестве Урала фронтон дома редко украшался резьбой. Иногда его треугольник обрамлялся профилированными брусьями с мелкой и редкой геометрической прорезкой. Лишь причелины — узкие доски, прикрывающие торцы несущих бревен крыши (слег),— украшались орнаментом по нижнему ребру доски. Свисающие концы причелин заканчивались под прямым углом или выкружкой.

С течением времени начинают делать фронтонные доски составного сечения, путем соединения двух досок, наложенных одна на другую. При этом доска, закрывающая торцы слег, изготовлялась гладкой или оформлялась накладным пропильным орнаментом, а другая, обращенная во внутреннее поле фронтона, делалась ажурной и создавала кружевную тень на фасаде.

Накапливая опыт выпиловки, плотники создали множество вариантов резьбы по краям фронтонных досок.
В постройках с самцовой крышей на верхней части фронтона (под охлупнем) обычно размещались ветреница («кисть»), «полотенце» или какойлибо другой элемент декора, первоначальное назначение которых заключалось в том, чтобы закрыть стык двух причелин и торец верхней («князевой») слеги. В стропильных крышах необходимость такого прикрытия отпала, однако декоративный прием продолжал существовать.

«Но иногда щипец оформляется другим путем»,— пишет А. И. Скворцов.— Он, например, плотно заполняется орнаментом, который группируется вокруг какойлибо фигуры. Это или арка, или мотив солнца в виде веерообразно расходящихся сверху вниз лучей из дощечек, орнаментированных пропильной резьбой, или та же кокошникообразная фигура, только теперь снизу под нее подведена дополнительная доска, которая отдаленно напоминает огниву, некогда крепко державшую гнет кровельного теса».