Обработка конька

В ранних постройках элементами украшения служили крупные конструктивные детали, которые вместе с декоративной выполняли и вполне практическую роль. Так, колода, уложенная по верху крыши (охлупень), прижимала концы тесин деревянной кровли к верхней, князевой слеге, курицы (изогнутые концы стропильных жердей) держали огромные долбленые желобаводотечники, в которые упирались тесины кровли, доскипричелины защищали торцы слег от намокания и загнивания и т. д.

Такие конструктивные элементы были выразительны сами по себе и первоначально не украшались никакими дополнительными средствами. Если же и появлялись какие-либо мотивы убранства, то они носили характер оберега. Например, розетки и спирали на причелинах и полотенцах относились к солнечному культу. Придавая охлупню вид конской головы, мастер изображал символ добра. Вера в чудесные свойства коня бытует и сейчас: говорят, что подкова вроде бы приносит счастье.

В 1881 году И. Н. Смирнов писал: «На обработку конька мастер кладет всю свою изобретательность. Один придает голове какойто придаток в виде рога, долженствующий заменять ухо, другой просверливает глаз, третий тщательно обрабатывает морду и глубоко прорезывает рот. Застрехи пермяцких изб поддерживаются рядом уключин, концы которых также обработаны в виде конской головы и, кроме того, в Чердынском уезде разрисованы ломаными линиями и точками при помощи дегтя».

И еще одно наблюдение, более позднего времени. Описывая постройки крестьян Пермского края, А. Сыропятов в 1924 году заметил: «Охлупни и коньки пользуются широкой распространенностью в нашем крае. Чем дальше от города, от больших проезжих дорог, тем их больше. Особенно много их в черте пермяцкой оседлости».

Такое средство оформления, как деревянная резьба — рельефная и пропильная,— в ранних постройках использовалось довольно скупо. Лишь некоторые детали украшались редким орнаментом простого геометрического рисунка (треугольники, зубчики, ломаные линии и т. п.). Словом, элементы убранства носили явно второстепенный и подчиненный характер.