Анфиладная планировка

Композиционный прием характерен не только для уральской сельской застройки. Усадьбы в горных городах-заводах повторяли успешно выработанный опыт организации усадебного пространства. «Простой люд и в горных городах строил свои избы так, как привык это делать в деревне, повторяя исконную планировку и внешнюю отделку русской крестьянской избы в ее уральском варианте — с основательными воротами, крытым и вымощенным бревнами, иногда камнем двором, традиционными надворными постройками, замыкающими периметр двора»,— писал Н. С. Алферов.

Глубинно-пространственная композиция соответствует таким постройкам, внешний вид и внутреннее пространство которых при зрительном восприятии создают ощущение определенной глубины.

Примером может служить распространенный в прошлом на Урале крестьянский дом брусом. В нем все помещения — горница, сени, хозяйственные постройки — располагались одно за другим по одной продольной оси в форме вытянутого бруса. Поскольку жилище и пристройки имели разную величину, крыша дома брусом иногда делалась с уступами. Таким образом строитель повышал архитектурную выразительность постройки. У зрителя возникало впечатление не одного длинного дома, а целой совокупности объемов, вытекающих один из другого. Дома брусом ставились перпендикулярно к улице.

Внутри дома ощущение глубины получается в том случае, когда помещения, располагаясь одно за другим, сообщаются дверными проемами по одной линии. Такой анфиладный прием планировки известен не только в народном жилище. Глубинное сочетание комнат и залов с устройством проемов по одной оси широко применялось в русской дворцовой и усадебной архитектуре XVII—XVIII веков.

Многие сельские жилые дома строятся с расчетом на фронтальное восприятие. Это характерно для приема так называемой фронтальной композиции, известной и в профессиональной, и в народной архитектуре.

На севере Прикамья и на Среднем Урале до сих пор встречаются двойные и тройные дома, которые в народе называют домами «под два коня», «под три коня» и даже «под четыре коня». При фронтальной композиции в таких постройках жилая изба входит в общую компоновку усадьбы не как главный сруб, а как равный по объему с остальными частями целой совокупности срубов.