Допустим, нами выбрано «золотое» соотношение.
Тогда, приняв высоту стен от земли до карниза 3,9 м, получим ширину фасада 6,5 м. Исходя из такой же пропорции, высота конька крыши будет 2,6 м. При высоте в 2,5 м крыльцо будет шириной 1,5 м, входные двери — 2,0X0,8 м, окно— 0,9X1,5 м и т. д. Конечно, не все элементы дома будут поддаваться такому пропорционированию. Например, пропорции цоколя явно не пройдут по заданному соотношению сторон. И не стоит огорчаться. Нет нужды приводить все части здания к какому-то одному ряду размеров.
В системе композиции отдельные детали могут отличаться по своим пропорциям, однако в совокупности с другими они будут способствовать общей гармонии, подобно тому как в большом оркестре партия каждого инструмента звучит по-своему и не всегда благозвучно, но вместе они создают впечатляющую музыку.
Таким образом, одна из важнейших задач архитектурного проектирования состоит в том, чтобы соотнести все размеры между собой, добиться уравновешенности (гармонии) облика постройки, то есть убрать все причины, вызывающие зрительное напряжение и неудовлетворенность при рассмотрении.
С пропорциональностью связаны некоторые приемы формирования композиции, к числу которых относятся контраст, нюанс и тождество.
Контраст определяет случаи, когда в постройке сопоставляются резко противоположные по форме и размерам, видам декоративной проработки объемы и элементы: круглые и прямоугольные, высокие и протяженные, гладкие и ажурные детали и т. д. Композиции, построенные на контрастных отношениях между составляющими, как показывает опыт, весьма выразительны, но пользоваться этим приемом нужно умело, чтобы не нарушить гармонии постройки.
Нюанс подразумевает такое взаимоотношение архитектурных форм, при котором отдельные части здания (объемы, детали и т. д.) незначительно различаются по величине и форме. Нюансные отношения применимы там, где контраст будет казаться чрезмерно грубым и надуманным. Они придают определенное разнообразие облику сооружения и в то же время противостоят неизбежному при контрасте непроизвольному зрительному выступлению отдельных частей здания на первый план.
|