Тождество относится к композициям, в которых объемы и формы частей равновелики. Иначе говоря, речь идет об опре-деленном повторении частей и членений: например, ряд одинаковых окон, промежутков между ними, пилястр и т. д.
Контраст, нюанс и тождество сами по себе не относятся к эстетическим категориям, однако позволяют построить достаточно сложную и выразительную композицию.
Принято говорить, что в архитектурном сооружении скрыто движение. В самом деле, повторяемость одинаковых элементов (колонн, окон, балконов, стеновых блоков или панелей) приводит к инерции пространственного мышления и иллюзии движения. Так, например, длинный ряд колонн проходит перед взором так же, как телеграфные столбы в окне движущегося автомобиля.
Повторяемость архитектурных элементов — распространенный прием композиции. Его обычно определяют понятием ритма (ритмического ряда), то есть чередования в какой-либо закономерности различных деталей, частей или объемов, сравнимых по характеру. Повторяемые элементы называют ритмическими единицами, или акцентами, а промежутки между ними — интервалами.
Ритмическими единицами могут быть любые элементы здания: объемные части, вертикальные опоры, проемы, детали отделки. Ритм позволяет привести к некоторому единству многообразие архитектурных форм, соединить их в определенном порядке расположения и чередования. Таким образом, он превращается в средство эмоционального воздействия. Вспомним, к примеру, резьбу деревянных построек: ее удачные варианты вызывают истинное восхищение.
Известный ученый и архитектор М. Я. Гинзбург предложил считать чередование ритмических акцентов и интервалов главной, определяющей характеристикой архитектурной композиции. Он разработал способ фиксирования ритма своеобразной «стенографической» системой, состоящей из вертикальных и горизонтальных черточек-символов. Таким образом можно определить, по выражению М. Я. Гинзбурга, «зародыши того чувственного воздействия, которые производит ритм самого архитектурного памятника».
|